Главная ЧаВо Научные публикации

Излечима ли дислексия?

Один из часто задаваемых вопросов: «Излечима ли дислексия?»

Русскоязычных научных исследований на эту тему (независимых, контролируемых и опубликованных) к настоящему моменту практически нет. Есть наблюдения и частные случаи. В моем личном частном опыте есть примеры успешного преодоления. Да я и сама - такой пример.

Мнения существуют разные, от довольно широко распространенного и достаточно категоричного «нет, дислексия – это такая особенность, которая не лечится» до сравнительно редко, но встречающегося убеждения, что «дислексия с возрастом проходит сама». Со многими промежуточными вариантами. Такое разнообразие мнений связано с тем, что «дислексия» - это не что-то однородное и у всех одинаковое. Нарушения процесса чтения могут быть как разной степени тяжести, так и разной этиологии (вызванные разными причинами). И какие-то из вариантов корректируются проще, какие-то (особенно в случае множественных нарушений) – сложнее.

Один из довольно известных исследователей несколько лет назад на конференции в устном общении сказал мне, что своему ребенку ему дислексию скорректировать удалось, но на широкую публику он чаще говорит, что дислексия почти не лечится – (важно!) потому, что «с дистанции чаще сходят не дети, а родители». Для качественной помощи ребенку заниматься с ним нужно системно, регулярно, много, внимательно продумывая каждый следующий шаг, и при этом очень бережно (если ребенок будет в стрессе, вы не сможете аккуратно наращивать ему нужные новые нейронные пути, и эффекта от занятий не будет), а это – затратно, и это сложнее для родителей и учителей, чем для детей. Проще считать, что «это не лечится». При этом с трудностями письма и чтения работают в ряде клиник, в том числе государственных, а также логопеды и нейропсихологи в частных центрах и индивидуально. Если бы никому не помогало, совсем, вряд ли бы эти программы все еще действовали.

С другой стороны, еще один из исследователей, американский профессор, несколько десятилетий занимающийся темой нарушений чтения (не только в университете, но и на практике в школах), автор книг по коррекции дислексии, говорит, что в его практике почти всем детям с дислексией удавалось помочь занятиями по развитию навыков фонологической обработки до продвинутого уровня. Не улучшалось чтение после таких занятий – по его словам – примерно у 1-2 процентов детей, с которыми он занимался. Правда, неизвестно, какой процент детей в его практике имел и другие нарушения (например, зрительной обработки). В нашем исследовании (Центра языка и мозга НИУ ВШЭ) из 49 русскоговорящих детей с дислексией примерно у половины были обнаружены фонологические нарушения – и с большой вероятностью, системные занятия по развитию фонологических навыков им бы помогли. Но у второй половины участников дислексия была вызвана другими причинами. И им нужна была бы другая помощь.

Я пока что придерживаюсь мнения, что в большинстве случаев нарушений чтения успешная коррекция возможна. При этом объем усилий, необходимое время на это, и итоговый уровень после коррекции могут быть очень разными, в зависимости от стартовых условий, условий в процессе и от метода. Но (увы) у части детей может не быть прогресса и при системных качественных занятиях – например, в случае, если нарушены механизмы нейропластичности. Но в таком случае, скорее всего, трудности будут не только с чтением (и стоит ли это называть дислексией – вопрос). Над тем, чтобы такие случаи можно было выявлять своевременно (без попыток воздействия восстановительным обучением), наука пока только работает.

В любом случае, изучить особенности ребенка и пытаться ему помочь – надо. Если не получилось сразу – изучить вопрос внимательнее и продолжать верить в ребенка, пробовать разные методы помощи – надо. И у большинства – получится или справиться совсем, или как минимум улучшить ситуацию. А даже небольшое улучшение навыков письма и чтения может существенно улучшить ребенку жизнь!

Быть осторожными в высказываниях относительно усилий, прикладываемых родителями/ учителями/ специалистами и т.д. к детям с дислексией – очень важно. Никого не надо критиковать. Может оказаться, что критикуете вы родителя того самого ребенка из малого процента, у которого трудности (почти) непреодолимы.

Если вы оказались в этом одном проценте... попробуйте совместить несовместимое: полностью принять то, что есть, и учиться хорошо жить с этим, и - не сдаваться. Я могу себе разрешить так говорить, потому что мне когда-то пришлось придумать свой метод не "от хорошей жизни", а потому, что несколько специалистов сказали примерно следующее: "У вашего ребенка есть все виды нарушений, от которых бывает дислексия. Лечить можно, но долго, дорого и неэффективно. Привыкайте жить так". Я попсиховала, поплакала, а потом поблагодарила за ключевые слова ("дислексия, дисграфия, фонологические нарушения, нейрональные нарушения/особенности, особенности зрительной обработки, регуляторные трудности...) и пошла в интернет искать примеры, как у кого получалось хоть с чем-то из этого справиться. Мне даже маленькие успешные примеры очень (!) помогали верить, что сделать что-то все равно можно. И я рассказывают о своем опыте - в благодарность тем мамам, которые когда-то описали свой успешный опыт, и я смогла их описания найти и на них опереться.

Любить ребенка любым – всегда.

(с) Светлана Дорофеева