Главная ЧаВо Научные публикации

Заметки и наблюдения

***

2023.05.03

#наблюдения
#публикации

Сегодня немного философии.

Иногда философские рассуждения могут показаться слишком общими и далекими от насущных жизненных вопросов, но на самом деле мы часто просто не замечаем, как почти каждым нашим шагом управляет то, что современные психологи называют «убеждениями» (часто – не осознаваемыми). И философские рассуждения – один из способов взглянуть на то, какими убеждения могут быть, а отсюда уже недалеко до возможности посмотреть на то, какими убеждениями управляемся мы сами. Изучение истории философии – одна из возможностей узнать, какие убеждения управляли людьми веками и тысячелетиями.

Еще в античные времена Платоном была сформулирована проблема, суть которой можно передать примерно такими вопросами: «Как знание возникает в сознании / мозге человека? Как это происходит, что человеческие существа, контакты которых с миром столь кратки, личностны и ограниченны, способны знать так много?» Платон иллюстрирует проблему с помощью первого упомянутого в истории психологического эксперимента. В диалоге «Менон» Сократ, задавая наводящие вопросы необученному мальчику-рабу, приводит того к «припоминанию» знания принципов геометрии и открытию геометрических теорем. Платон словами Сократа дает ответ на этот вопрос: «Душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, и нет ничего такого, чего бы она не познала, поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что ей прежде было известно». Столетиями позже другие ученые, в частности Лейбниц, принимали, что ответ этот, по существу, верен, но считали, что его «надо очистить от ошибки предсуществования». Более современный вариант, сформулированный Хомским, звучит так: «Некоторые аспекты нашего знания и понимания являются врожденными, они часть нашего биологического наследия, предопределенная генетически наравне с прочими элементами нашей общей природы, благодаря которым у нас вырастают руки и ноги, а не крылья». Платонова проблема принимает особую остроту применительно к изучению языка. Какое отношение имеет проблема Платона-Хомского к дислексии – кратко описано в статье 2017 года.

Когда к специалисту в работу приходит ребенок с дислексией, очень важно, конечно, проверить детально батареями стандартизированных тестов каждую функцию, которая может быть нарушена – и выявить нарушение максимально точно, чтобы во время коррекционного обучения прикладывать усилия максимально эффективно.
Но не менее важно при этом сохранять широкий взгляд на проблему вообще и этого ребенка в частности, потому что никакое идеально подобранное упражнение не сработает, если есть какой-то фактор, который воспрепятствует коррекционной работе. Например, если у семьи нет времени и/или сил это упражнение делать, или нет ресурсов – разных – для занятий со специалистом, или есть другие более приоритетные острые проблемы, или есть влияние какого-то вещества (газа, вредного питания, не выявленного аллергена, лекарственных препаратов) или сильного стресса на ребенка и/или его близкое окружение.
И тогда до исключения этого фактора нужно формировать совсем другую программу помощи.

***

2023.03.03

#разработки
#наблюдения

Недавно по многим новостным каналам прошла чрезвычайно оптимистично поданная информация об адаптивном шрифте для людей с дислексией, который станет доступным для использования в мобильных приложениях. Изначально шрифт сделан для приложения «Честный знак», оператором системы маркировки товаров выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

В рекламных целях преувеличивают волшебность разработки. Но если не преувеличивать и не завышать ожидания - разработка заслуживает внимания.

Это встроенная в приложение возможность настроить шрифт под себя по нескольким параметрам: толщина и засечки букв, размер букв, межбуквенный интервал, междустрочный интервал.

Адаптивность в данном случае - очень хорошая идея, на мой взгляд. Часть особенностей зрительной обработки с помощью таких манипуляций со шрифтом может компенсироваться (не всем, но кому-то облегчит восприятие). За основу, похоже, взят какой-то из шрифтов, разработанных ранее для людей с дислексией (есть характерные элементы в распределении толщины букв). Думаю, с научными статьями про результаты исследований шрифтов для людей с дислексией разработчики знакомы.

Адаптивный шрифт может быть полезен не только людям с дислексией, но и людям с другими особенностями зрительной обработки и зрительного восприятия. Думаю, шрифт будет востребован, если его можно будет использовать в «читалках» (электронных устройствах для чтения книг). К нему можно добавить еще пару параметров для возможности адаптации, и будет еще лучше.

Однако по поводу этой новости у меня есть и два негативных замечания:
1. Всё-таки нечестно писать, что эта волшебная разработка поможет всем с дислексией. С нарушениями фонологической обработки, с нарушениями других языковых уровней, с регуляторными нарушениями и т.д. этот механизм не поможет.
2. Всё-таки это «костыли». Я не устаю повторять, что производство удобных костылей важно, однако вредно создавать иллюзию, что много супер-костылей могут отменить необходимость восстановительного обучения/ коррекции/ интервенции и т.д. Если полагаться только на костыли, через 2-3 поколения популяция может так измениться, что новые костыли будет некому делать.

Приложение («Честный знак») можно скачать и в настройках профиля попробовать, как это выглядит. Кто работает с людьми с дислексией - можно попробовать (правда, пока только на коротких текстах определенной специфики внутри этого приложения), насколько шрифт облегчает чтение.

***
продолжение следует...


(с) Светлана Дорофеева