Главная ЧаВо Научные публикации

Почему ребенок с дислексией
не хочет делать упражнения с родителями?

Среди вопросов, которые задают о дислексии родители, часто встречаются подобные:

• «Ребёнок с дислексией не хочет делать упражнения, почему?»
• «Ребенок с дислексией не хочет делать упражнения именно с мамой, как быть?»
• «Как добиться, чтобы ребенок делал коррекционные упражнения, даже если не хочет?»
• «Поможет ли объяснить? А поругать?».

Я ответила на примере белок. Текст сравнительно длинный, но для лучшего эффекта его надо читать внимательно до конца. Или не читать вообще.

Про дислексию, нейроны и белок



Я люблю белок. Если перейти сразу к сути, белок я люблю потому, что:
1. Они напоминают мне счастливые моменты детства. Я жила в Сибири, из тайги привозили кедровые орехи и шишки - «подарки от белочки». В книжке со сказками Пушкина, которую читала мне бабушка, была картинка с красивой белочкой. Кажется, даже не одна.
2. Они напоминают мне счастливые моменты первых лет жизни в Москве, когда мама забрала меня к себе и водила гулять в парке, и мы там видели белочек.
3. Мне нравится хранить запасы варенья и вкусняшек на полках в кладовке «как белка»
4. Зная мою симпатию к белкам, моя дочка, однажды выиграв в тире большую игрушку, выбрала белку - мне в подарок, «обнимать вместо плюшевого мишки». И это мимими.

И вот когда я вижу белку в парке, в моем мозге активируется сразу много нейронов, хранящих память о приятных для меня моментах. А вот когда ребенку с дислексией предлагают поделать уроки или упражнения, за которые его уже часто ругали, которые были трудны и не получались, у него одновременно активируется много нейронов, хранящих память о боли. Конечно, ему не хочется делать «эти чертовы упражнения, от одной мысли о которых голова болит». И это НЕ каприз, а нейрофизиология. Голова и правда «болит, тяжелеет». Энергия моментально тратится на одну только активацию воспоминаний и переживания, на делание упражнений её уже не остается.

Помогут ли уговоры или нотации? Нет, конечно, это лишняя боль. Что делать? Придумывать, как ослабить связи с неприятными воспоминаниями и при этом создать и укрепить связи с ощущением «Я молодец! Я справился! Я могу!». Менять обстановку. Говорить другими фразами. Взять тетради и ручки другого цвета. И так далее, в меру возможностей и фантазии.

Не верите в белок? А вы перечитайте несколько раз внимательно этот текст, потом закройте окно, а через час снова зайдите на эту страницу и посмотрите на фото с белкой. И если будете внимательны к себе, вы заметите, как всплывают у вас в сознании воспоминания о моих причинах любить белок. Даже если вы попробуете специально НЕ думать о моем детстве.




Ну как, получается «не думать о белой обезьяне»? Вот и у детей не получается не думать обо всей этой боли.

Во время нашего интенсивного курса коррекции дислексии мы с сыном первое время делали упражнения на кухне – потому что до этого мы там уроки не делали. И я прилагала все усилия, чтобы НЕ связать кухню с негативным опытом обучения. После опыта прогресса, успешного выполнения заданий, побед в обучении, со временем – мы вернулись к занятиям в той комнате, где он делал уроки раньше. Я дала первые упражнения в этой комнате специально чуть легче (незаметно для него) – чтобы сразу был положительный опыт. И это помогло. И ему, уже ставшему сильнее, старые воспоминания больше не мешали.

Одна из мам, с которой я делилась своим опытом, поняв принцип, взяла отпуск и уехала с сыном на море – и делала с ним упражнения на развитие слабых функций в новой обстановке. Корректировала только чтение (сначала не касались письма, потому что она трезво оценила свой ресурс на количество упражнения/занятий и выбрала то, что было по силам и на ее взгляд актуальнее). В итоге ребенок, который до 7 класса читал из-под палки с большим трудом и большим количеством ошибок, через месяц стал добровольно читать в свое удовольствие толстые художественные книги.

Приехать на море и в первый же день наругать ребенка, что он неблагодарный, не ценит, сколько для него сделали, и плохо занимается - самое плохое, неэффективное решение. Лучше выкинуть деньги. Если вы молча выкинете деньги, вы хотя бы не свяжете все эти грустные мысли в голове ребенка еще и с морем. И не увеличите негатива, связанного с вами. Если ресурса мало, не надо подвигов. Вложите ресурс во что-то, что наполнит вас и даст силы добрее и терпеливее заниматься с ребенком - пусть даже и дома.

Одна только смена обстановки не поможет. И важна не смена обстановки как таковая, а разрыв связи занятий с негативным опытом, хранящимся в памяти ребёнка. Чем больше будет помогающих факторов и чем меньше мешающих факторов, тем больше вероятность, что результирующий вектор доведёт до нужной точки.


Любить ребенка любым – всегда.



(с) Светлана Дорофеева